Аннотация
Введение. Целью исследования явилось определение содержания железа, йода и цинка в рационах обедов школьников Республики Таджикистан, а также влияния включения в рацион продуктов, предоставляемых Всемирной продовольственной программой (ВПП) ООН.
Материал и методы. Исследование проведено в 2 типах школ, расположенных в Пенджикентском и Айнинском районах Республики Таджикистан. Школы 1-го типа не участвовали в программах по улучшению школьного питания, тогда как школы 2-го типа участвовали в программе ВПП ООН по предоставлению обогащённых микроэлементами продуктов и в государственной программе по улучшению инфраструктуры и предоставлению горячего питания. Анализ содержания железа, йода и цинка проводили методом масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой.
Результаты. Содержание железа, йода и цинка в обогащённой микроэлементами пшеничной муке, предоставляемой ВПП ООН, превышало соответствующие значения у пшеничной муки местного производства в 2,3; 14 и 4,7 раза соответственно. Йодированная соль ВПП ООН характеризовалась 11-кратным превышением уровня йода по сравнению с образцами местной соли. Использование обогащённой железом и цинком пшеничной муки, а также йодированной соли в школах 2-го типа приводило к достоверному повышению потребления железа, йода и цинка в 2,5; 12, а также 4 раза относительно показателей школ 1-го типа соответственно.
Заключение. Таким образом, программа ВПП ООН наряду с организационными мероприятиями по улучшению школьного питания обеспечивала до 50 и 100% суточной потребности детей в железе и цинке, тогда как в случае йода даже превышала данные нормы, что свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий. В то же время осуществление подобных мероприятий должно проводиться под контролем мониторинга уровня микроэлементов в организме как с целью оценки эффективности, так и безопасности программ.